Деятельность Библиотечной Ассамблеи Евразии за пять лет (1992-1997 гг.)Деятельность Библиотечной Ассамблеи Евразии в течение пяти лет тесно связана с Национальной библиотекой Белоруссии, 26 ноября 1992 года в Комитете мира и согласия на Проспекте Мира в Москве при непосредственном участии и поддержке белорусских библиотекарей была учреждена эта международная организация. Имена людей, стоявших у истоков БАЕ - это
Галина Николаевна Олейник и
Тамара Ивановна Попова (Белоруссия),
Анатолий Петрович Корниенко, Валентина Дмитриевна Навродская и Елена Константиновна Александровна (Украина),
Роза Амангалиевна Бердигалиева (Казахстан),
Зоя Асамбаевна Асамбаева и Наталия Михайловна Сакина (Киргизия), а также библиотечные работники России. 40 учредителей из стран СНГ подписали учредительный договор. В 1993 году к БАЕ присоединились Армения, Таджикистан, Туркмения и Молдова. Последняя работает в БАЕ в качестве наблюдателя. В 1997 году в БАЕ вступили национальные библиотеки Грузии и Узбекистана В настоящее время все страны СНГ участвуют в ее работе.
Основными целями и задачами БАЕ являются:
- консолидация библиотечных работников по сохранению и развитию общего информационно-гуманитарного пространства, культурному взаимодействию, социальной защите и поддержке библиотек, библиотечных объединений и библиотекарей.
- оказание влияния и воздействия на формирование библиотечной политики в странах - участницах; привлечение внимания правительств, парламентов и общественности к решению проблем библиотек;
- сотрудничество в осуществлении совместных программ, научных исследований и мероприятий по вопросам библиотечного дела и информационного обслуживания на взаимовыгодных условиях;
- развитие международных профессиональных связей, проведение культурных, образовательных и просветительных акций и другой международной деятельности;
- содействие профессиональному образованию, повышению квалификации и обмену опытом.
Библиотечное сообщество стран СНГ позволяет вырабатывать общие подходы, поддерживать диалог по всем аспектам культурной деятельности, обмениваться информацией и опытом работы при решении возникающих серьезных и сложных проблем, в значительной степени схожих для библиотек СНГ.
Сегодня, когда общее стремление к многосторонней интеграции стало велением времени, мы можем с удовлетворением констатировать, что созданный союз библиотекарей является одной из первых в постсоветском пространстве форм профессиональных объединений, адекватных сложившейся ситуации. В своей деятельности БАЕ руководствуется рядом основополагающих принципов: взаимопонимание и обеспечение взаимодействия на основе общей заинтересованности и дружелюбного, уважительного отношения друг к другу: открытость; равенство и партнерство. Демократический характер БАЕ обеспечивают ее структура и направления деятельности. В соответствии с Уставом, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации, все органы объединения являются выборными. Управляет профессиональной деятельностью БАЕ Координационное бюро, в состав которого делегируются специалисты-координаторы от каждой страны-участницы. Возглавляется Координационное бюро Главным координатором, избираемым общим собранием БАЕ сроком на 4 года. Международный характер Ассамблеи выражается в открытости для вступления библиотек и объединений разных стран, во взаимодействии на международном уровне с представителями и организация- ми близких библиотечному делу областей информатики, книгоиздательства, архивного и музейного дела, просвещения, науки и образования; в развитии связей с мировыми библиотечными и другими ассоциациями и объединениями.
После 1992 г. библиотеки особенно ощутили свою роль в деле национального культурного возрождения и одновременно в общем процессе культурной интеграции.
«Евразийская поликультура, состоящая из яркой мозаики многих десятков национальных культур, по праву считается одной из величайших сокровищниц человеческого духа и на всех нас лежит ответственность за ее сохранение и приумножение» (
Н. Назарбаев). Глубочайшие изменения в наших странах повлекли за собой иные условия жизни библиотек. Открылись новые учреждения, высшие учебные заведения, академии, колледжи, лицеи. Молодежь с совершенно иными, чем ранее запросами, в значительной степени связанными с интересами национального возрождения, заполнила читальные залы и абонементы библиотек. Общее количество читателей увеличилось. Их интересы и потребности существенно изменились. На первый план вышли экономические, политические, социологические и другие проблемы. Приобретение новой литературы было сопряжено с большими трудностями, так как межгосударственная система книготорговли и книгораспространения распалась, все без исключения библиотеки испытывали финансовые проблемы. Книгоиздательские организации не сразу сориентировались в изменившихся потребностях культуры, науки, образования. И это добавляло сложностей библиотекам. Возникли и кадровые проблемы. В связи с оттоком из библиотек квалифицированных, инициативных специалистов (в основном в коммерческие структуры) создалась угроза сохранению преемственности профессиональных и просветительских традиций библиотек. Стало ощутимо снижение престижа библиотечной профессии и библиотеки. Появилась тревожная тенденция сокращения библиотек и да- же целых библиотечных систем. В сельской местности, городах и областях особенно пострадали небольшие библиотеки, которые выполняли важные профессиональные, образовательные и воспитательные функции. В России, например, печальна участь профсоюзных и научно-технических библиотек: их просто ликвидируют, а фонды пере- дают в другие библиотеки. В Белоруссии в 1990-1993 гг. сеть библиотек и соответственно их штат сократились на 6,5%. В Казахстане этот процесс продолжается и поныне. В Семипалатинской области, например, из 756 библиотек в 1997 г. осталось немногим больше 50. Полных штатных единиц практически нет, библиотечную работу ведут, как правило, неспециалисты, занятые к тому же лишь на половину или четверть ставки. Справедливости ради надо сказать, что сами библиотекари в этой ситуации проявляли себя истинными подвижниками. Они отстояли, спасли много библиотечных собраний. Так, Донецкая областная библиотечная ассоциация добилась не только полного сохранения библиотек, но и проведения для ряда городов и районов льготной подписки, поступления бесплатного обязательного экземпляра в центральные библиотеки. Многие библиотеки Белоруссии, России и Украины добились успеха при внедрении современных информационных технологий, имеют выход в Интернет, ведут автоматизированные сводные каталоги отечественной литературы. Однако, учитывая происходящие, негативные для сохранения и развития библиотек стран СНГ процессы, требовалось создать систему законодательной и социальной защиты библиотечного дела: в первую очередь разработать законодательную и нормативно-регламентирующую документацию. Исходя из законодательной базы стран СНГ и Балтии, западной Европы и Америки, разработанных ЮНЕСКО и ИФЛА документов, Библиотечная Ассамблея Евразии подготовила Программу «Законодательное обеспечение библиотечной деятельности стран СНГ». В рамках этой программы проводится разработка Модельного библиотечного кодекса. Первая часть кодекса принята Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 17 февраля 1996 г. Она представляет собой модельный закон о библиотечном деле. 13 мая 1995 г. МПА СНГ одобрила два важных документа: рекомендательный законодательный акт «О единой политике в области обязательного экземпляра документов» и «Межгосударственное соглашение об обмене обязательными экземплярами стран СНГ». Для того, чтобы эти документы начали действовать, нужна их ратификация в парламентах. Основной же проблемой в их реализации может стать несогласованность таможенных и налоговых правил на границах стран СНГ. Поэтому мы снова ставим вопрос о необходимости присоединения стран СНГ к Флорентийскому соглашению 1953 г., по которому в национальные законы должны быть включены соответствующие статьи о таможенных и налоговых льготах, почтово-посылочных правилах, облегчающих культурное общение стран. В настоящее время к Флорентийскому соглашению присоединилась только Россия. Белоруссия, Казахстан и Украина решают этот вопрос.
Вторая часть Модельного кодекса будет включать модельные законы «О Национальной библиотеке» и «О Публичных библиотеках», «Об общей политике в обеспечении доступности и сохранности рукописных и печатных памятников» и «Об общей политике в области подготовки библиографических данных стран СНГ в машиночитаемой форме».
Совокупность модельных и рекомендательных законодательных актов должна охватывать основные направления библиотечного дела, включающие формирование фондов, обеспечение их доступности и сохранности, формирование и доступность документов в электронной и другой форме.
В пакете к Модельному библиотечному кодексу предполагается наличие «Положения о системе платного обязательного экземпляра в странах СНГ». Платный обязательный экземпляр основной источник комплектования сотен тысяч библиотек стран СНГ. Но существует много проблем в обеспечении библиотек литературой через книжные коллекторы, так как и сейчас работа последних во многом повторяет действовавшую ранее и неэффективную в новых условиях схему распределения и закупки библиотеками литературы. Библиотеки вынуждены обращаться к посредникам и покупать литературу по очень высоким ценам. Нужно иметь в виду и сохраняющуюся потребность в литературе на русском языке, которую библиотеки стран СНГ и Балтии полу- чают через Центральный коллектор научных библиотек в Москве (ЦКНБ). По данным ЦКНБ, в 1997 г. по сравнению с 1991 г. количество библиотек - заказчиков из стран СНГ сократилось в 4,5 раза, а количество получаемых экземпляров в 10 раз, т.е. комплектование стран СНГ через ЦКНБ снижается из года в год. Приведем сравнительные данные 1996 и 1997 гг. Количество библиотек, заказывающих литературу в ЦКНБ РФ, сократилось: на Украине - с 36 до 20, в Белоруссии с 9 до 5, во всех остальных странах - в 2 раза. По-прежнему с ЦКНБ стабильно работает только Казахстан. Для развития системы платного обязательного экземпляра требуется еще серьезный анализ, проведение экспертных оценок, экономические расчеты. Сейчас обсуждается Концепция «Положения о системе платного обязательного экземпляра в странах СНГ».
Советом по культурному сотрудничеству стран СНГ, штаб-квартира которого находится в Минске, предложено экспертам БАЕ рассмотреть проекты Соглашения о системе Межбиблиотечного абонемента и Положения по МБА стран СНГ.
Из важнейших выделим проблему сохранности и безопасности рукописных и книжных собраний библиотек. В октябре 1997 г. ЮНЕСКО, ИФЛА, БАЕ, Казахстанская библиотечная ассоциация и Национальная библиотека Казахстана провели Первую казахстанскую конференцию «Сохранность и доступность документальных памятников» В ней приняли участие и специалисты стран СНГ. Были выработаны Рекомендации конференции и Обращение к Правительству, Парламенту и другим государственным институтам Казахстана.
Среди важнейших проблем в поле зрения Библиотечной Ассамблеи Евразии пропаганда культурно-исторического наследия народов Евразии, формирование фондов библиотек, программа «Память мира», обеспечение свободного доступа к информации и изданиям. духовное становление личности ребенка, возрождение культуры села и малых городов, забота о приобщении к чтению и информации социально незащищенных групп населения, повышение престижа библиотечной профессии, сотрудничество с библиотечными ассоциациями стран СНГ и Балтии. Я не буду перечислять все культурные акции и профессиональные программы БАЕ, о которых достаточно сказано в печати. Хотелось бы лишь отметить плодотворную деятельность Постоянной Комиссии БАЕ Интеринформкультуры, которой разработана и успешно выполняется специальная программа, предусматривающая кооперативное создание и использование автоматизированной базы данных по культуре и искусству, издание Панорамы культурной жизни стран СНГ и Балтии и других изданий, совместную подготовку и реализацию научных проектов, стажировки и обмен опытом специалистов.